|
|
|
|
|
«Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие"
Св. Евангелие от Матфея 26:1,2
|
|
Готовиться к Празднику Праздников, Светлому Христову Воскресению православные христианине начинают не в субботу, а за 7 недель до, периодом Великого Поста.
|
|
«С этого дня положили убить Его"
Св. Евангелие от Иоанна 11:53
|
|
Вербное Воскресение
Вход Господень В Иерусалим – двунадесятый праздник православного календаря, последнее воскресенье перед Пасхой.
В этот день Иисус на молодом осле – символе кротости и миролюбия – торжественно въехал в ворота Иерусалима. Собравшиеся люди приветствовали его как Мессию, Спасителя, призванного исправить мир, внести в него равновесие и благополучие. Они размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои одежды, пели: «Осанна (спасение) сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
Этому предшествовало событие Воскрешение Лазаря (празднуется Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья). Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря, и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса.
«Сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви» (митрополит Антоний Сурожский)
Посему, Вербное Воскресение, это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: «Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины?
|
|
Особое значение приобретают три последних, предшествующих Пасхе, дня: четверг, пятница, суббота. |
|
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов"
Св. Евангелие от Матфея 26:26-28
|
|
Великий Четверг (Страстной четверг, Чистый четверг, Великий четверток).
Совершается торжественная литургия как день установления таинства Евхаристии (Причастия).
Ключ к пониманию, что вспоминается в этот день, заключается в следующих словах: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе» - Достохвальные ученики, которым Христос омыл ноги, просветились на вечере, и в это же время Иуда злочестивый, будучи болен сребролюбием, предает Учителя, настоящего и праведного Судью другим, беззаконным судьям. И тот, кто имеет подобную страсть к стяжанию богатств, пусть посмотрит на того, который из-за этих богатств повесился. «Избегай такого неистовства души, дерзнувшей идти против своего Учителя! Благий ко всем Господи, слава Тебе!
Этот день в народе называют Чистым Четвергом, поскольку в этот день принято очищать свою душу молитвами, в народе, по истории, нужно было обязательно омыть и свое тело от грязи (до восхода солнца), а следующие три дня посвящались приготовлению души. Существует еще один обряд Пасхи – в Чистый Четверг и Страстную Пятницу нужно печь куличи и делать пасху. В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.
|
|
« Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись…"
Св. Евангелие от Матфея 27:50,51
|
|
Страстная Пятница
Литургия не служится, кроме тех случаев, когда на этот день выпадает Благовещение. Утром служат Часы, затем – чтение Евангелия о Страстях Христовых. В середине дня: вечерня с чином Выноса Плащаницы и чтением канона "Плач Божией Матери".
Великая Пятница - один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных Страданий и Крестной Смерти Господа Иисуса Христа.
Великая пятница - самый скорбный день в истории человечества, Христос умер за наши грехи, за каждого из нас и все мы причастны к этой смерти. Ведь именно о нас с вами Иисус Христос «тужил и скорбел» в саду Гефсиманском в преддверии страданий. И только любовь, сострадание и милосердие к человеку, желание освободить его от неминуемой вечной гибели дало ему силы вынести эти страшные муки. Ведь до смерти Христа, рай со времен Адама за наши грехи был закрыт для всех людей.
|
|
«На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну…"
Св. Евангелие от Матфея 27:61-63
|
|
Страстная Суббота
В субботу продолжаются молебны, а вечером все собираются на всенощную. В Великую субботу Страстной недели, православные верующие, готовясь к Пасхе, главному христианскому празднику, вспоминают телесное погребение и сошествие Христа в ад, откуда он и извел души праведников.
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
|