ГОСТЕВАЯ КНИГА

ФОТО

ВИДЕО

НОВОСТИ

ИСТОРИЯ

КОНТАКТЫ

ФОНД ПО СОЗДАНИЮ ГРАДА СПАСИТЕЛЬНОГО ИЕРУСАЛИМА НОВОГО В СЕЛЕНИИ СУХАРЕВО СИХЕМЪ

Спокойствие и благодать небесная

назад

информационно-аналитический портал «Русская планета»
Автор Марина Губина (г.Белгород)

 

Русские и украинцы строят Спасительный град в Белгородской области

 

Село Сухарево Валуйского района расположено в 200 км от областного центра и в 20 км — от районного.

По данным на начало 2015 года, численность населения здесь составляла 276 человек. На первый взгляд, обычное российское Богом забытое место. Но народная молва распространяет другие сведения: именно в Сухарево уже не первый год едут паломники со всей России, а теперь даже из-за рубежа, чтобы посмотреть на чудо — Спасительный град «Иерусалим Новый» и пообщаться с иеросхимонахом Феодором, приходским священником, которого многие уже почитают как старца.

 

Строительство «по кирпичику и по народной воле»

 

Новый храмовый комплекс, целиком построенный из дерева, виднеется вдалеке на холме, а внизу, практически на самом выезде из села стоит более старая кирпичная церковь — Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рядом с церковью кладбище, а неподалеку — дом батюшки Феодора. Вокруг него нет даже какого-то подобия забора: такое чувство, что дом священника — это просто одно из подсобных помещений церкви. Здесь меня встречает монахиня Александра, ближайшая помощница отца Феодора. Рассказывает, что для местных детей этот двор — что-то вроде зоопарка, они приходят сюда посмотреть на клетку с белками и на конюшню. Батюшка очень любит лошадей и в свои 69 лет лихо разъезжает по селу верхом, вслед за ним наездницами стали и некоторые монахини обители.

Матушка Александра живет здесь уже три года.

С отцом Феодором она познакомилась в паломнической поездке на Святую Землю. Через год после этой встречи бросила престижную работу международного логиста в крупной транспортной компании, приняла монашеский постриг и из Москвы переехала в Сухарево.
— Когда в паломнической поездке мы встретились с отцом Феодором, у меня был непростой период в жизни, — рассказывает матушка Александра.

— Умер мой супруг, и я почти два года не могла справиться с этим горем. Не могла уже ни жить, ни умереть, ничего не помогало. И батюшка тогда сказал: «Приезжай к нам, в "Иерусалим Новый"». Едва вернувшись из паломнической поездки, я поехала сюда. Батюшка стал молиться, и для меня это было чудом — мне стало легче. Сейчас матушка Александра для отца Феодора и личный секретарь, и водитель, помогает ему в решении вопросов и материальных, и духовных.

— На самом деле моя бывшая профессия логиста мне здесь очень помогает, — поясняет монахиня. — У нашего батюшки столько дел, он ведь сам всю стройку курирует, договаривается о покупке материалов, решает вопросы с их доставкой, ищет строителей. А ведь на нем еще и каждодневные службы, совершение всех треб и таинств, и столько людей к нему отовсюду едет.

В планах отца Феодора построить на сухаревских холмах 12 обителей, 12 храмовых комплексов и воспроизвести в них все иерусалимские святыни. Это и будет Спасительный град «Иерусалим Новый». Сейчас на горе уже построена первая из обителей — Воскресения Христова. Место, где расположился нижний храм — Введенский, здесь тоже считают обителью, остальные должны появиться еще на десяти холмах. В каждом месте предполагаемого строительства уже стоит так называемый обетный крест. Территория, на которой должен разместиться Спасительный град, составляет 171 га! Благословение на строительство града отец Феодор получил и от старца Иоанна Крестьянкина, и от патриарха Иерусалимского Феофила III, и от схимитрополита Курского и Рыльского Ювеналия.

Но самое удивительное другое: строительство идет на пожертвования обычных людей. На бюджетные средства в селе Сухарево проложили только дорогу к храмовому комплексу, все остальное возводится, как говорит батюшка Феодор, «по кирпичику и по народной воле».

— У нас нет такого, чтобы пришел кто-то один и сразу пожертвовал много, — подтверждает монахиня Александра.

— Это все выстрадано батюшкой, намолено им. Ведь он, как только переехал в Сухарево, ходил молиться на эти горы. Теперь и мы в большие праздники совершаем по холмам крестный ход с молитвами.

Отец Феодор сам рисует эскизы будущих храмов, выступает как архитектор, сам пишет иконы или вырезает их из дерева. И многое из того, что уже есть в нашей обители Воскресения Христова, сделано руками батюшки. И сейчас он просит, чтобы жертвовали даже не деньги, а материалы — так быстрее вести строительство.

 

Из художников в священнослужители

Отец Феодор, в мирской жизни Александр Васильевич Маньшин, родился 18 августа 1946 года в селе Измайлово под Москвой (сейчас это столичный район Измайлово). Семья будущего священника была верующей: Сашу еще младенцем крестили в местной церкви Рождества Христова. Таинство совершал отец Иоанн Крестьянкин, впоследствии ставший одним из самых почитаемых в России старцев. Именно он, служивший в те годы в измайловском приходе, стал духовным отцом Александра Маньшина на долгие годы.

Будущий сухаревский батюшка с детства любил рисовать, закончил одно из художественных училищ Москвы и пошел работать на Комбинат художественных работ при столичном областном отделении Художественного фонда России. Там он занимался оформлением выставок, но мечтал писать иконы и быть священником. В 26 лет, несмотря на протесты супруги, все-таки уволился из фонда и пришел в Елоховский — тогда Патриарший — собор Москвы. Работал там и сторожем, и чтецом, прислуживал в алтаре, занимался реставрацией. Позже по благословению начал писать иконы для московских церквей, создавал образы и для Псково-Печорского монастыря. В 1980-м был рукоположен в сан священника и отправлен вместе с семьей служить в село Сухарево Валуйского района Белгородской области.

После его приезда в село не прошло и года, как местная церковь Введения Пресвятой Богородицы сгорела дотла. Сам священник, рассказывают, чудом остался жив: в то время, когда начался пожар, он был в храме и спасал иконы и утварь, рискуя жизнью. Потом долгих шесть лет восстанавливал разрушенную церковь, ходил по городам и весям, собирая пожертвования на новую. Батюшке несколько раз предлагали уехать в другие приходы, но он упорно оставался в Сухарево. Здесь в 1993 году умерла его супруга, и он остался один с четырьмя детьми. Но продолжал, как и раньше, совершать молитву на холмах, где мечтал построить новый Иерусалим.

— Я тогда сам в Иерусалиме еще не был, — рассказывает отец Феодор, — видел тамошние святыни только на фотографиях и в видеозаписях. И вот когда только оказался в Сухарево, то понял, что здесь даже небо, как на фото со Святой Земли. Идея построить новый Иерусалим родилась у меня сразу после приезда. Это только потом, спустя годы я узнал местное предание о древнем священном городе.

О себе отец Феодор рассказывает мало и не слишком охотно. Говорит, что Господь поселил его там, где надо строить.

— В 1980-е мне и моей семье здесь по хозяйству помогала одна местная бабушка. И уже умирая, она сказала такие слова: «Меня не будет скоро, а будет благословение Божье. И вы, батюшка, будете строить Иерусалим». Я тогда был поражен этими словами, ведь я ни с кем еще этой тайной душевной не делился. И я полагаю, что слова бабушки сбылись: действительно, по благословению Божьему мы все здесь строим новую святыню.

 

Чудеса на древней земле

 

Первую обитель «Иерусалима Нового» — обитель Воскресения Христова — возводить начали в 2001 году. Батюшка — тогда еще Александр (в 2008 году протоиерей Александр Маньшин стал отцом Феодором после того, как принял великую схиму. — РП) — сам вырезал большой дубовый крест. Его и установили на одном из холмов, который местные жители прозвали Голгофой. Отец Феодор рассказывает, что в Сухарево до сих пор из уст в уста передают легенду. Много веков назад сюда пришли ученики Андрея Первозванного, здешние холмы им напомнили Святую Землю, и они построили тут священный город. Даже название села, говорят, восходит корнями к древнему городу Сихем, упоминаемому в Библии. Правда, никаких документальных свидетельств, подтверждающих это предание, нет.

— Это место необыкновенное, — говорит и матушка Александра. — И у батюшки нашего очень сильная молитва, многие здесь получают исцеление, многим после поездок к отцу Феодору Бог наконец дарует ребенка. Даже страшно говорить, но мы уже как-то привыкли к чудесам. У нас то звезды на небе принимают форму ангелов, то солнце над храмом восходит с ликом святого. Вот, к примеру, в 2012 году я сюда приехала из Москвы на Рождество. Мы стояли в храме на службе. И вдруг с улицы стали приходить люди и говорить, что наш Камень помазания начал мироточить. Я сначала усомнилась, но когда вышла на улицу, то мозг отказывался верить глазам. Сначала я почувствовала сильнейшее благоухание, и это при том, что мне делали операцию на нос, я все запахи ощущаю очень плохо. Но этот запах я почувствовала просто до головокружения. И что я вижу? Люди сидят вокруг камня, и кто одежду себе мажет миром, кто платками собирает эти капли. А миро при этом не исчезает, проявляется со все большей силой.

Обитель Воскресения Христова представляет собой храмовый комплекс, обнесенный бревенчатым забором. В центре его — большая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, рядом две часовни — в одной икона Скорбящей Божьей Матери, которая, как рассказывают здешние монахини, иногда может приподнимать полузакрытые веки на молящихся; в другой — икона святой равноапостольной Марии Магдалины, привезенная из Иерусалима. Есть здесь и Камень помазания, и Голгофа, и даже Гроб Господень с Кувуклией. Местные жители приходят в эту обитель сравнительно редко. В основном едут паломники и обычные туристы.

— Кто-то приходит в нашу обитель, словно в музей, — рассказывает матушка Мария, еще одна монахиня «Иерусалима Нового», — трогает бревна, из которых все у нас тут сделано, фотографирует, слушает наши рассказы, как будто сказки какие-то. Но очень многие сразу понимают, что это место благодатное.

Как раз во время нашего разговора в деревянный храм входит семья, непременно желающая увидеть самопроявляющуюся икону Сретения, о которой им рассказал кто-то из знакомых. Матушка Мария все терпеливо объясняет и показывает:

— Эту икону батюшка взял к себе реставрировать, она была вся темная, старая. А потом он неожиданно вернул ее обратно в храм, не доделав работу, и сказал, что она сама скоро проявится. Я здесь живу уже два года и действительно сама вижу, как образы этой иконы с каждым днем становятся все ярче, как будто выходят из тумана.

После долгого изучения иконы Сретения семья из соседнего села все же решает поставить в храме свечи, и вопрос «а сколько стоит вот эта?» сразу выдает то, что в «Иерусалиме Новом» люди впервые. Те, кто хоть раз бывал здесь, уже знают, что никаких фиксированных цен нет: повсюду стоят небольшие ларцы, в которые каждый кладет столько, сколько посчитает нужным.

Собирать церковные записки в обители Воскресения Христова помогает Наталья Бурлакова. В Сухарево она приехала из Италии, специально на неделю взяла отпуск, чтобы лично поздравить отца Феодора с днем рождения. — Я уже 15 лет живу в Италии, под Неаполем, — рассказывает Наталья.

— А с батюшкой Феодором познакомилась 3 ноября 2014 года в Греции, на острове Корфу около чудотворной иконы Божьей Матери «Неувядаемый Цвет». Сюда приезжаю уже не впервые, и вообще, хотела бы остаться навсегда. Здесь даже никакие мысли плохие, мысли о чем-то материальном в голову не приходят — какое-то спокойствие и благодать небесная.

 

Помощники из разных городов

 

Сегодня в обители готовятся к таинству крещения. Люди начинают собираться у храма задолго до появления батюшки. Крестить будут 12 человек, большинство еще младенцы. Одна из молодых мам рассказывает, почему их семья выбрала именно эту церковь.

— Мы здесь впервые побывали два года назад, — говорит Наталья, мама двухмесячной малышки. — У меня старший ребенок болел астмой, задыхался сильно, и нам посоветовали съездить сюда, к батюшке. Ну и ребенку после пары поездок стало намного легче. А крестить младшую дочку решили тут, потому что у батюшки все на пожертвованиях, это располагает. Вот только добираться тяжело, никакой транспорт ведь здесь не ходит.

В ворота обители отец Феодор входит стремительно, по дороге к храму успевает дать несколько благословений и извиняется перед всеми за то, что пришлось его ждать. Таинство крещения длится более двух часов. Отец Феодор вообще все свои службы совершает по несокращенным монашеским канонам.

Пока в главном храме идет крещение, во дворе обители полным ходом кипит работа. Кто-то поливает цветы, кто-то готовит новую клумбу. У схимонахини Алексии выясняю, что делают все это обычные посетители, приехавшие в Сухарево из разных городов. Все они ждут окончания таинства крещения, чтобы пообщаться с отцом Феодором.

— Я сам из Славянска, — рассказывает один из помощников Дмитрий, не отрываясь от перекапывания клумбы, — сейчас как беженец живу и работаю в Старом Осколе. А об этом месте узнал недавно совершенно случайно, и вот приезжаю сюда просто на выходные, помогаю, чем могу. Хочу, конечно, вернуться на Украину, но если не получится, то был бы не против поселиться здесь и помогать этому удивительному месту.

 

Сухаревский спасительный ковчег

 

Сам отец Феодор, закончив таинство крещения и молебен, делится своими мыслями о том, что Спасительный град «Иерусалим Новый» строится в селе Сухарево, конечно, не случайно.

— Сейчас в Малороссии совершается братоубийство, — рассуждает батюшка. — И наша обитель, думаю, не просто так рождается именно на приграничной территории. Сюда до сих пор едут очень многие паломники с Украины, они все просят мира своей земле и понимают, что мы — братья. И этот Спасительный град строится ведь на братские — народные средства, это воля народная и Божья, а мы все здесь просто исполнители этой воли.

Из-за экономической ситуации в стране получать материалы для строительства стало сложнее. Но возведения «Иерусалима Нового» в Сухарево не останавливается ни на день. В верхней обители мастера из Курска, Архангельска, из украинских Черновцов продолжают отделывать купола, а внизу — рядом с домом батюшки — строят паломнический центр.

— Строительство этого центра, — говорит матушка Александра, — можно сказать, для нас вынужденная мера. Очень многие интересуются, как к нам можно приехать и где остановиться. Сейчас в этом недостроенном доме уже поселились первые группы паломников из Москвы. Они с собой взяли спальные мешки, мы для них окна заделали пленкой, сколотили двери, поставили на кухне кое-какое оборудование, и вот первые гости здесь живут уже неделю.

Богатых благотворителей создатели «Иерусалима Нового» не ищут, да и никогда не искали. Отец Феодор убеждает всех, что настоящая святыня строится «по копеечке» и что любое пожертвование на храм должно идти прежде всего от души.

— Святыня не может строиться быстро и легко, — резюмирует отец Феодор. — Она всем нам дается за страдания, дается всей нашей Руси для спасения, словно ковчег.

 

«Русская планета»
информационно-аналитический проект
http://rusplt.ru/society/spokoystvie-i-blagodat-nebesnaya-18565.html
© СИХЕМЪ '14
 
Рейтинг@Mail.ru